СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре,
законопослушанию, уважению к правам других,
включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Судебная практика Споры по административным правонарушениям Производство по делу прекращено с отсутствием состава административного правонарушения. Территория СНТ была спроектирована по ВСН 43-85, а не СНиП 30.02.97

Производство по делу прекращено с отсутствием состава административного правонарушения. Территория СНТ была спроектирована по ВСН 43-85, а не СНиП 30.02.97

E-mail Печать PDF

Мировой судья с/у№ 22 Перфилова И.А.


Дело № 12-100/09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

Судья Омского районного суда Омской области Лозовая Ж.А.,

при секретаре Могилёвой О.В.,

рассмотрев 27 августа 2009 года

в открытом судебном заседании в здании суда, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Омская, дом 194 А, каб. 18, дело по жалобе председателя правления Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка» Власовой Т.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 22 Омского района Омской области Перфиловой И.А. от 13 августа 2009 года о признании Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка» (Омская область, Омский район, д. Крутая Горка, юрид.адрес: г. Омск, ул. Красный Путь, 20) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10000 (Десяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 22 Омского района Омской области Перфиловой И.А. от 13.08.09 Садоводческое некоммерческое товарищество «Росинка» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (Десяти тысяч) рублей.

В жалобе законный представитель Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка» Власова Т.Н. просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, указывая, что земельный участок предоставлен СНТ 30.07.92 и спроектирован в соответствии с требованиями пожарной безопасности того времени, то есть ВСН 43-85 (действовавших с 06.12.85), где в п. 4.3. предусматривалось «допускается для целей пожаротушения использование естественных источников, расположенных на расстоянии не более 200 метров от территорий коллективных садов». В СНТ «Росинка» естественный водоем имеется на территории Товарищества. СНиП 30.02.97 в п. 1.1* указывает: «Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений, а также служат основой разработки строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации». Этого положения достаточно, чтобы признать требования противопожарной службы незаконными. Положения СНиП 30.02.97 носят рекомендательный характер, их неисполнение не является административным правонарушением.

В судебном заседании законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Власова Т.Н. поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что в 2008 году не являлась председателем СНТ «Росинка», о существовании предписания ей ничего не было известно. В настоящее время исполнение выданного в 2008 году предписания требует значительных материальных затрат, по предварительным данным, для его исполнения необходимо около 600 000 рублей. Таких денежных средств у СНТ нет. Кроме того, все земельные участки СНТ приватизированы. Местами общего пользования являются только центральная дорога и аллеи, на которых отсутствует возможность установить резервуар и обеспечить подъезд пожарных машин. Участки, которые не используются, расположены стихийно, на территории всего Товарищества, их использование для установки резервуара также невозможно. Она, как председатель СНТ «Росинка», уже была привлечена к административной ответственности за неисполнение п. 2 предписания от 11.05.08, данное постановление она не обжаловала, поскольку на тот момент не вникала в суть проблемы, штраф в размере 1000 рублей ею оплачен. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении от 22.07.09 она указывала представителю ОГПН на возможность использования естественных водоёмов, каковым является старица реки, проходящая вдоль центральной дороги, к данному водоёму возможно организовать подъезд для пожарных машин, однако решение данного вопроса не обсуждалось, требование об организации специального подъезда к данному водоёму, а также необходимости обращения с соответствующим заявлением в Управление ГПН ГУ МЧС России по Омской области органами ГПН не выдвигалось.

Представитель СНТ «Росинка» Герасимов В.А. (по доверенности) поддержал доводы жалобы, указав, что постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, поскольку СНиП 30.02.97 распространяется на застраиваемые, а не на уже существующие садоводческие товарищества. Данные СНиП не проходили государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а также не были опубликованы в установленном порядке. Следовательно, они носят не обязательный, а рекомендательный характер, что подтверждается определениями Верховного Суда РФ от 20.10.05 и от 01.12.05 гг. Полагает, что требование ГПН не основано на законе, является фактически не исполнимым, поскольку в СНТ «Росинка» для этого не имеется ни финансовой, ни территориальной возможности.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - заместитель начальника Территориального отдела ГПН (Омского района) Управления ГПН ГУ МЧС России по Омской области Сюлин А.В. с доводами жалобы не согласился, указав, что как строительные правила 97 года, так и правила 85 года предусматривают обязательное наличие на территории садоводств водозаборных устройств, к которым должны быть предусмотрены подъезды пожарного автотранспорта. Тип, размер и число таких сооружений определяется по согласованию с органами государственного пожарного надзора. Не согласился с тем, что СНиП 30.02.97 носят лишь рекомендательный характер, отсутствие финансовых возможностей не является уважительной причиной для неисполнения законного предписания. Естественные источники водоснабжения, располагающиеся на территории садоводств, должны быть зарегистрированы в компетентных органах ГПН, постоянно иметь запас воды. На территории СНТ «Росинка» действительно имеется естественный водоём – старица реки. В данном случае Товариществу необходимо было написать письменное заявление о рассмотрении данного водоёма как водозаборного источника. Данное заявление направляется в управление ГПН ГУ МЧС России по Омской области, где компетентные службы пожаротушения рассматривают вопрос о разрешении использования водоёма как водозаборного источника. Необходимо, чтобы к источнику воды был организован подъезд с твёрдым покрытием для установки пожарных машин. Предлагал ли он после составления протокола об административном правонарушении 22.07.09 председателю Правления СНТ «Росинка» Власовой Т.Н. обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы, он не помнит.

Выслушав законного представителя, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав административный материал, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности и налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

11 мая 2008 года государственным инспектором Омского района по пожарному надзору совместно с председателем СНТ было проведено обследование (проверка) СНТ «Росинка», расположенного на территории Омского муниципального района Омской области, с. Красная Горка, выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие на территории СНТ противопожарного резервуара или водоёма, вместимостью не менее 60 м3 каждый с площадками для установки пожарной техники, возможностью забора воды и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей. Указано, что проверка выполнения предписания будет проведена во II квартале 2009 года (л.д. 7-8).

Предписание от 11.05.08 было получено для исполнения председателем СНТ «Росинка» Удовой А.М. 09.06.08 (л.д. 8).

Как следует из Распоряжения Главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору от 26.06.09 № 372 о проведении проверки юридического лица, заместителю Главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Сюлину А.В. было поручено провести контроль исполнения предписания от 11.05.08 № 298 (л.д. 5-6).

Согласно акту от 22.07.09 № 372 проверки юридического лица, составленного Государственным инспектором Омского района по пожарному надзору управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Омской области Сюлиным А.В., с 17.07.09 по 22.07.09 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка», в ходе которой выявлены нарушения требований СНиП 30.02.97 п. 5.9: не установлен на территории садоводства пожарный водоем или резервуар, вместимостью не менее 60 куб.м. (с площадкой для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных машин), то есть выявлены факты невыполнения п.п. 2,3 предписания от 11.05.08 № 298. С актом проверки 22.07.09 была ознакомлена председатель СНТ «Росинка» Власова Т.Н. (л.д. 9-10).

В соответствии с выпиской из протокола от 22.04.09 № 1 собрания уполномоченных, председателем правления СНТ «Росинка» была избрана Власова Татьяна Николаевна (л.д. 12).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22 июля 2009 года заместителем Главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Сюлиным А.В. в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка» составлен протокол об административном правонарушении № 281, из которого следует, что были установлены нарушения п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01.03) в РФ, утв. приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313, а именно: 22.07.09 в 11 часов 00 минут по адресу: Омская область, Омский район, в СНТ «Росинка» не выполнен в установленный срок пункт 2 законного предписания ОГПН Омского района от 11.05.08 № 298, не установлен на территории садоводства пожарный водоем или резервуар, вместимостью не менее 60 м3 (с площадкой для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В протоколе указано, что законному представителю юридического лица разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ. В объяснениях законного представителя юридического лица указывается, что в СНТ 108 действующих садоводов, установить резервуар дорого, имеются естественные водоемы, откуда возможен забор воды. Имеется роспись законного представителя юридического лица в получении копии протокола об административном правонарушении 22.07.09 (л.д. 4).

Статья 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Нарушение данной нормы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона части 1 статьи 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Следовательно, предметом рассмотрения суда является также и законность выданного предписания от 11.05.08 № 298, которая означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом) в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора, а также выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.

В предписании от 11.05.08 указано на нарушение п. 5.9 СНиП 30-02-97*.

В соответствии со Строительными нормами и правилами РФ СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (утв. постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51), введёнными в действий с 1 января 1998 г., они распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации (п. 1.1*).

Исходя из п. 4.1* СНиП 30-02-97*, организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены администрацией местного самоуправления.

Согласно п. 5.9* СНиП 30-02-97*, для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей). Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется требованиями СНиП 2.04.02. Из содержания п. 8.5* СНиП 30-02-97* также следует, что территории садоводческих (дачных) объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров. По согласованию с органами государственной противопожарной службы допускается для целей пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих (дачных) объединений.

Из свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 55 № 001582842 следует, что Садоводческое некоммерческое товарищество «Росинка» поставлено на учет по месту нахождения в Инспекции ФНС России № 1 по ЦАО г. Омска 27 сентября 1992 года (л.д. 10).

Таким образом, СНТ «Росинка» было зарегистрировано как юридическое лицо в 1992 году, то есть до введения в действие СНиП 30-02-97*. Следовательно, в ходе застройки и планировки территории СНТ, данные нормы ещё не действовали.

В п.п. 1.8 и 4.3 Ведомственных строительных норма застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения, нормы проектирования ВСН 43-85** указывается, что для обеспечения наружного пожаротушения следует предусматривать подъезды пожарных автомобилей к открытым или закрытым водоёмам с устройствами для забора воды насосами. Допускается для целей пожаротушения использование естественных источников, расположенных на расстоянии не более 200 метров от территории коллективных садов.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не отрицал того факта, что на территории СНТ «Росинка» имеется естественный водоём, который можно использовать в качестве водозаборного источника, для чего следует организовать подъезд пожарных машин.

Однако, предписание от 11.05.08 содержит ссылку именно на отсутствие противопожарного резервуара.

Как установлено в судебном заседании, несмотря на указание законного представителя СНТ «Росинка» на наличие естественного водоёма, вопрос о возможности его использования в качестве водозаборного источника не обсуждался, более того, выдано предписание № 372/143/1-1, в котором снова указано на необходимость установить на территории садоводства пожарный водоём или резервуар вместимостью не менее 60 куб.м. (с площадкой для установки пожарной техники, с возможность забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей) в срок до 01.07.2010 года (л.д. 24).

Ссылка законного представителя СНТ «Росинка» Власовой Т.Н. на те обстоятельства, что на территории садоводства отсутствуют места общего пользования, на которых такой резервуар может быть установлен, также заслуживает внимание.

В соответствии с п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999 г. N 217, действовавших в период c 13.08.1999 по 03.06.2007, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; механизм реализации прав, свобод и обязанностей; устанавливающие правовой статус организаций; имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт. При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими. Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

Из п.15 Разъяснений следует, что не подлежат представлению на государственную регистрациютехнические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.

Строительные нормы и правила РФ СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (утв. постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51) разработаны ЦНИИЭПграждансельстроем, Главмособлархитектуры, ЦНИИЭПжилища, внесены ЦНИИЭПграждансельстроем, подготовлены к утверждению и представлены Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Однако, сведений об их государственной регистрации нет, то есть нормативными правовыми актами не являются.

При таких обстоятельствах доводы жалобы законного представителя СНТ «Росинка» о том, что территория СНТ была спроектирована в соответствии с требованиями ВСН 43-85, а не СНиП 30.02.97, обоснован, и в действиях СНТ «Росинка» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку требование п. 2 предписания ОГПН Омского района от 11.05.08 № 298 нельзя признать правомерными.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о виновности СНТ «Росинка» в совершении административного правонарушения не основан на полностью исследованных обстоятельствах дела.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 22 Омского района Омской области от 13.08.09 подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя Власовой Т.Н., поданную в интересах СНТ «Росинка» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 22 Омского района Омской области Перфиловой И.А. от 13 августа 2009 года о признании Садоводческого некоммерческого товарищества «Росинка» (Омская область, Омский район, д. Крутая Горка, юрид.адрес: г. Омск, ул. Красный Путь, 20) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10000 (Десяти тысяч) рублей, отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение кассационному обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья

Ж.А. Лозовая

http://omskiycourt.oms.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=441&cl=1